Роговица глаза животных

О роговице глаза собак и кошек

Роговица - передняя часть внешней фиброзной оболочки глаза. Именно на нее на первую попадает солнечный свет, преломляется и передается на другие структуры глаза. С помощью роговицы и слезной пленки, покрывающей роговицу, обеспечивается 70% преломления света.

Корнеальный секвестр у кошки

У всех ли животных роговица одинаковая?

У большинства мелких домашних животных толщина роговицы меньше 1 мм. У собак и кошек в среднем - 0,5-0,6 мм. У женских особей роговица тоньше, чем у мужских.

Диаметр роговицы у собак - 12-17 мм, у кошек - 15-17 мм, а у людей - 11,5-12 мм.

Итак, площадь роговицы у собак и кошек значительно больше, чем у человека, что делает ее более уязвимой к воздействию факторов внешней среды.

Нормальное существование роговицы поддерживается вспомогательными органами глаза - веками, конъюнктивой, прекорнеальной слезной пленкой.

В отличие от человека среди разных пород собак и кошек существуют большие различия в строении черепа, век и в составе прекорнеальной слезной пленки.

У брахицефалических пород собак и кошек - мелкая орбита черепа, и большие глаза. Глазное яблоко у таких животных более уязвимо к воздействию факторов внешней среды, кроме того обычно слезная пленка недостаточно распределяется по всей поверхности роговицы. Поэтому такие животные - ши тцу, чихуа хуа, йоркширские терьеры, мопсы, персидские кошки, кошки экзоты - наиболее частые пациенты ветеринарного офтальмолога.

Как владельцу отличить больную роговицу глаза своего питомца от здоровой?

Каждый владелец собаки или кошки должен знать признаки здоровой роговицы. Она, в первую очередь, должна быть прозрачной, гладкой, блестящей, влажной.

Роговица глаза кошки
Кошка с прозрачной, гладкой, блестящей роговицей,
покрытой слезной пленкой

Если вы видите, что у вашего питомца роговица глаза стала мутной - белой, желтой, серой, розовой - это признак ее нездоровья. И необходимо показать животное специалисту – ветеринару-офтальмологу.

Еще одним характерным клиническим признаком поражения роговицы является прищуривание век - блефароспазм. При этом собака или кошка постоянно держит больной глаз прикрытым.

Также характерными признаками повреждения роговицы являются слезотечение и боязнь яркого света.

Неспецифичным признаком при повреждениях роговицы является наличие гнойных или слизисто-гнойные выделений из глаза.

При повреждениях роговицы теряется ее прозрачность, и у животного снижается зрение.

koshka_yazva_rogovitsy7.jpg
Кошка с прободной септической язвой роговицы

Заболевания роговицы глаза животных

Все заболевания роговицы очень опасны и грозят полной потерей зрения или всего глаза, поэтому при любых признаках нездоровья роговицы необходимо незамедлительно записаться на прием к ветеринару-офтальмологу.

mkropreparat-rogovitsy.jpg
Микропрепарат роговицы кошки.
А, эпителий. В, строма. С, десцеметова мембрана. D, эндотелий.

Строение роговицы

Роговица глаза - уникальная анатомическая структура. Роговица - полностью прозрачная бессосудистая ткань. Эта на первый взгляд "тонкая пленочка" имеет сложное строение.

Роговица у собак и кошек состоит из нескольких слоев.

Эпителий - 5-7 слоев различных клеток: 3-4 слоя плоских дифференцированных клеток снаружи; 1-3 слоя переходных клеток; единичный слой базальных клеток.

Строма - составляет 90% толщины роговицы. Состоит из правильно расположенных фибрилл коллагеновых волокон.

Десцеметова оболочка - тонкая мембрана, расположена за стромой роговицы. Построена из нескольких типов коллагена, обладает эластичностью.

Эндотелий - один тонкий слой многоугольных клеток, выстилающий заднюю поверхность роговицы.

Заживление ран роговицы в зависимости от глубины повреждения

Заживление ран роговицы происходит по-разному, в зависимости от того, какие слои повреждены.
Не осложненные повреждения эпителия роговицы заживают за 7 дней посредством регенерации с восстановлением нормальной архитектуры тканей.

Повреждения стромы роговицы заживают с формированием рубца (то есть навсегда остается белое или серое пятнышко).

При повреждениях до десцеметовой оболочки, она выпячивается в рану в виде тонкого пузыря, при разрыве которого происходит перфорация роговицы, и из глаза начинает вытекать внутриглазная жидкость. Повреждения роговицы до десцеметовой оболочки называются десцеметоцеле. Такие повреждения требуют немедленного оперативного вмешательства.

При повреждениях роговицы с разрушением эндотелия всегда развивается отек в виде потери прозрачности и изменения цвета – от белого и голубого.

От глубины и характера повреждения роговицы зависят сроки заживления и окончательная прозрачность роговицы.

Заключение

Заболеваний роговицы огромное множество: это и кератиты, и врожденные дефекты, и дистрофии, и травмы, и сухие керато-конъюнктивиты.

Для постановки правильного диагноза необходима высокая квалификация ветврача и наличие специального оборудования. Поэтому поставить правильный диагноз и назначить адекватное лечение может только специалист - ветеринар офтальмолог.

Лечение роговицы глаза. Случай из практики ветеринара-офтальмолога.

Кератомаляция левого глаза у котенка мейн-кунК нам в ветклинику к ветеринару-офтальмологу обратилась заводчица кошек породы мейн-кун. У нее заболел четырехмесячный ярко-рыжий полосатый котенок по кличке Дионис. Дионис родился у заводчицы в питомнике, и был предназначен для продажи. В возрасте двух месяцев у котенка появились проблемы с левым глазом. Хозяйка заметила выделения, и то, что Зевс иногда прищуривает левый глаз. Судя по описанию заводчицы, это была язва роговицы, которая могла возникнуть в результате травмы. Заводчица сразу обратилась в ближайшую ветклинику к «ветеринару-универсалу». Там были назначены «неправильные» капли, в состав которых входили глюкокортикостероиды. Гормоносодержащие капли прекрасно снимают воспаление при коньюнктивитах, но категорически противопоказаны при язве роговицы. Заводчица честно выполняла предписания ветврача, что привело к противоположному эффекту. За 2 недели неправильного лечения состояние глаза значительно ухудшилось. Дионис стал грустным, постоянно держал глаз закрытым, количество выделений из больного глаза резко увеличилось. На глаз заводчица уже боялась смотреть. Она поняла, что нужно было лечиться только у ветеринара-офтальмолога. Владелица разыскала нашего офтальмолога, и пришла на прием.

Ветеринар-офтальмолог провела осмотр, на котором выяснилось, что у котенка уже возникло прободная язва роговицы с явлениями кератомаляции левого глаза. Роговица сильно воспалилась и «проплавилась». В результате неверного лечения появилась прободная язва роговицы. Возникли опасения, удастся ли спасти глаз. Читать далее >> оперативное лечение при заболевании роговицы глаза у котенка >>

Заболевания роговицы глаза: задать вопросы ветеринару.

Высококвалифицированный ветврач бесплатно ответит на ваши вопросы по поводу болезней роговицы глаза